Рубрики
- Новости
- Статьи
- Интервью
- Музыкальные обзоры
- Спецпроект: Лучшие вечеринки
- Спецпроект: 50 важных пластинок
- Рецензии: События
- Рецензии: Места
- Колонка Ильи Воронина
- Колонка Дмитрия Шаля
- Спецпроект: Краткая история рейва
- Спецпроект: 100 лучших альбомов десятилетия
- Спецпроект: Итоги года 2010
- Новости Казантипа!
- SWMC - Зимняя Музыкальная Конференция в Сочи
- Nightparty изнутри
- Архив
Новости
Интервью /
Х.P. Voodoo. Последний из могикан
13:27, 28 июня 2010

Тимур Мамедов, он же Х.P. Voodoo, не нуждается в особом представлении. Достаточно упомянуть радиопрограмму «Дети Подземелья», клуб «Аэроданс», рейв «Орбита», и становится сразу всё понятно. Человек, который стоял у истоков отечественного рейв-движения, вновь ненадолго возвращается из солнечного Гоа в Россию, чтобы принять участие в третьей части фестиваля «Хронос». В эксклюзивном интервью Nightparty.ru легендарный промоутер, диджей и транс-гуру рассказал о сюрпризах грядущего мероприятия и поделился своими собственными взглядами на современную рейв-культуру.
После долгого молчания, почему в 2008 году ты решил на короткое время вернуться в Россию и участвовать в организации «Хроноса»?
Я как человек, стоявший у истоков и рейв-, и транс-движения в России, в один момент перестал понимать, куда это всё идёт, и главное, к чему приведёт. Оттого и переехал в Гоа, где в этом плане всё оставалось тогда на кругах своих. Ведь мы в 90-е ничего не популяризовали, а просто играли и слушали новейшую альтернативную музыку. А поскольку будущее танцевальной электроники принадлежало именно трансу (как и произошло), многие шли за нами. Мы не создавали моду на что-то, мы занимались развитием новой молодёжной субкультуры. И то, как мы выглядели, одевались, что читали, слушали и о чём говорили, это была не проходящая мимолётная дань моде, а настоящее увлечение, идеология. И я, если честно, очень горжусь что долгие годы был признанным лидером российского транс-общества. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и после моего отъезда из России стало почковаться и затем отпочковываться большое количество молодых промоутерских коллективов. Какие-то из них последовали по нашему пути, какие-то - по своему собственному, но, в конце концов, в большинстве случаев вечеринки стали нести чисто коммерческую нагрузку и постепенно превратились в однообразный конвейер (за редкими исключениями). На данный момент «Мультивижн» и «Аэроданс», на мой взгляд, являются «последними из могикан» настоящей идеологии транса как субкультуры. Поэтому я считаю закономерным, что через долгие 8 лет мы объединились, чтобы раз в году постараться дать представителям разных поколений почувствовать атмосферу реального События.

«Хронос» – один из немногих фестивалей в России с хорошо продуманной концепцией, которая при этом основана не на пустом месте. Вкратце расскажи об основных идеях третьей части грядущего фестиваля.
Далеко не на пустом. Вкратце, наверное, не получится. «Хронос» - это культурно-музыкально-информационный проект, состоящий из пяти этапов и посвященный в целом подготовке посетителей к квантовому скачку 2012 года и подтверждению теории о внеземном происхождении человека. Музыка имеет первостепенное значение как неотъемлемый катализатор процесса перерождения сознания, но всегда идёт в симбиозе с достовернейшей эзотерически-теософской информационной концепцией, в которой «нет ни слова правды, но именно так всё и происходит». На официальном сайте мероприятия всё очень интересно и развёрнуто написано. Так что советую полистать на досуге (www.multivisionpro.ru - прим.авт.).
Почему в этом году ты решил не привлекать к нему громкие иностранные имена и акцентировал внимание на отечественных артистах?
А зачем? Эту современную моду на попурри из сотни иностранцев я никогда не понимал. Ну, если только толпу набить, а это нам не нужно. Количество людей на опен-эйре – это не всегда качество. Сеты продолжительностью в один час для меня тоже остаются непонятными. Я считаю, что в России есть мегамонстры любого ответвления качественной музыки - транс, хаус, техно, рок, реггей, даб, джаз, даже попса... Зачем, как говорили в далёкие времена, «смотреть на Запад»?! У нас уникальная, народная субкультура. Иностранцы уезжают домой с открытыми ртами и рвутся обратно... Зато если Вы обратите внимание, состав «Хроноса» - это на 70% не просто известные имена, а сплошной Легендариум – только пионеры, первопроходцы, основатели и певцы всего, чего только можно. В этот раз состав сильный по-настоящему. Чтобы на одном «поле» сошлись Новые Композиторы, Jah Division, Карибасы, Compass Vrubel, Gabriel, Каникулы Бонифация, Nostradamus… это же фантастика какая-то!
Заявленные артисты являются одними из самых первых, кто познакомил нашу страну с электронной музыкой. Означает ли их участие в «Хроносе» попытку ознакомить нынешнее поколение с историей отечественной электронной музыки, или это своеобразный протест существующим «опопсевшим» и чересчур коммерциализированным мероприятиям?
Нет. «Хронос» не является ни в каком роде протестом против чего-либо, так как основной его лозунг: «Peace, Love, Unity, Respect» («Мир, Любовь, Единение, Уважение»). A познакомить скорее не с историей, а с деятелями истории, которые стояли у истоков, но творят и поражают поклонников до сих пор. Но это отчасти. Скорее мы селекционируем и освежаем генетическую аудиопамять поколений.
У многих вызывает недоумение тот факт, что во время своих сетов ты запрещаешь снимать на видео и фото (что, по сути, перетекло в правила посещения фестиваля). Объясни, с чем это связано?
Фотоаппараты, вспышки, видеокамеры – это ненужные атрибуты современной городской жизни. В лес надо ходить налегке, не потеряешь. (смеётся) А если серьёзно – то зачем? Сфотографироваться на фоне ёлки: «Я здесь был типа»? Или диджею во время сета фотоаппаратом (или ещё хуже – мобильным телефоном) в лицо тыкать? А потом, зачастую в ужасном качестве, прогонять по всем социальным сетям. И вот человек не был на «Хроносе», и думает: «Идти или нет?». И тут ему эта непрезентабельная фотография попадается на глаза. Нехорошо… Не пойдёт он. У нас есть свои аккредитованные профессиональные фотографы, которые делают красивые фотографии и которые не стыдно и в кругу семьи смотреть, и на сайты выкладывать.
Сегодня промоутеры соревнуются между собой, столичный рынок явно перенасыщен привозами известных артистов, причём одних и тех же. С твоей точки зрения, как в будущем это может отразиться на московской танцевальной сцене, и что нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?
Как показывает опыт многих стран с развитой танцевальной и клубной структурой, в целом народу не станет меньше – направленность мероприятий будет переходить из стиля в стиль, задерживаясь где-то дольше, а где-то меньше. Появилось электро – затух хаус, ушло техно – появился минимал, минимал надоел – танцуют под тек-хаус, и т.д. Всё зависит, есть ли у жителей того или иного региона желание и возможность тусоваться ночью. А если брать конкретно ситуацию с засильем имён (кстати, не всегда известных, часто наоборот), надоело. Это видно по статистике посещений транс-мероприятий. Тут у меня знающие люди считали, что в среднем на 40% сократилась посещаемость по сравнению с 2005 годом. И эти 40%, кстати, не дома сидят, a ходят на электро или тек-хаус. Вот и весь секрет. Что делать – трудно сказать. Я сам профессиональный промоутер, поэтому знаю, как именно людям моей профессии сложно отказаться от организационных стереотипов, особенно, если они приносят дивиденды. Но надо просто, как говорится, «think different», вот и всё. Перестать делать вечеринки по схеме, а придумывать свежие идеи. Проблема в том, что один организатор провёл мероприятие, оно прошло успешно, и тут же десять других промоутеров ноу-хау подхватили. Всё, пошел опять цикл.
Получается, в столичном регионе практически ни у одной промо-группы нет никаких оригинальных идей и стимулов, кроме как заработать деньги, подавляющее большинство вечеринок являются обыкновенными дискотеками и не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Есть ли вообще смысл что-то менять? Может людям и так удобно – не искать глубокий смысл и не вникать в какие-то мудрёные концепции? Ведь по сути спрос рождает предложение…
Как я уже сказал, задачей «Хроноса» не является изменение чего-либо в музыкальной жизни России. Только сознания. При выборе участников я ориентировался на профессионализм исполнителей, на их вкус в выборе интеллектуально ориентированной музыки, на значимость для российского альтернативного мира. А остальные пусть делают то, что им нравится. На каждую паутину найдётся своя муха. В общем, не надо искать в «Хроносе» какое-то противопоставление происходящим в столичном регионе вечеринкам. Это просто совсем другой формат, который долгие годы находится в дефиците. Именно поэтому, безусловно, спрос на него есть. А мы делаем предложение…
Вообще, чем для тебя является вечеринка: местом для веселья, знакомства с музыкой, для размышлений или чего-то иного?
Ну, размышлять я бы скорее стал на берегу моря, или там, в горах... С музыкой уже перезнакомился, по мне так знакомиться на вечеринках лучше с девочками. (улыбается) Местом для веселья – ну, это безусловно. Всё-таки не грустить же едут туда, логично, да? Это в целом. Мои вечеринки для меня являются Дитём. От момента зарождения в голове, в постепенной подготовке, отдаче всей энергии на предварительных этапах. Рождение... жизнь... конец... перерождение в новую идею, и снова, и снова.

Крупные СМИ с охватом большой аудитории не освещают мероприятия, связанные с электронной музыкой. Чудом можно назвать тот факт, если на телеэкране или в федеральной газете промелькнёт небольшое упоминание о подобном событии. Как думаешь, нужно ли это вообще электронной музыке, необходимо её популяризовать, чтобы познакомить с ней как можно больше людей, или это, наоборот, ей повредит?
Этот вопрос был бы актуален 15 лет назад, и если бы я знал, к чему приведёт коммерциализация электронной музыки, может я бы предпочёл не популяризовать ни это движение, ни Гоа. Но, поверьте, нашлись бы другие, кто это сделал бы, как это и случилось по всему миру. И вот уже Тиесто (Tiesto) собирает столько же народу, сколько Pink Floyd в 70-e. Насчёт масс-медиа… Может, просто им не о чем писать? Нет ярких событий? Если бы я был редактором серьёзного издания, у меня лично освещать обычную транс или техно вечеринку интереса не было бы никакого. «В таком-то месте вчера прошла пати. Делали такие-то, играли те-то. Собралось столько-то народу...» Неинтересно. Если смотреть на ситуацию в целом, то газетно-журнальная политика, конечно, недальновидная. Хаус, транс и техно диджеи за рубежом являются лауреатами престижных премий, героями таблоидов и звёздами различных телешоу. Появление, например, какого-нибудь Карла Кокса (Carl Cox) на вечеринке, посвящённой презентации нового фильма Брайана Де Пальмы (Brian De Palma), мусолится не меньше, чем Мелани Стрип (Melanie Strip), играющей в фильме главную роль. А у нас что? При этом нынешнее поколение отечественных читателей (в возрасте 20-45 лет) из крупных регионов выросли на электронной музыке. И для них читать новости из этой области было бы намного интересней, чeм, скажем, о нехватке ветеринаров или новом мосте через Кураповку.
В российской прессе сложился стереотип, что транс слушает в основном молодёжь в возрасте до 25 лет, что это «музыка для детей». Можешь его подтвердить или опровергнуть?
Опять, вопрос, актуальный для 90-х. Я тогда часто слышал подобные высказывания. На танцполах была действительно в основном молодёжь. Я в свои 25 смотрелся пожилым джентльменом. И в то время единственной возможностью доказать абсурдность таких предположений была привезти человека в Гоа и вытащить его на танцпол (я, кстати, так несколько раз и делал). Когда «сомневающийся» понимал, что он находится в плотном кольце угорающих под транс, прыгающих и пляшущих дяденек и тётенек по возрасту, годящихся ему в папы или мамы, сомнения сразу исчезали. Но это было 15 лет назад. И многие тусовщики 90-х продолжают если не ходить на вечеринки в Москве, то ездить в Гоа или просто слушать транс дома. Но, подумайте сами, если вы мне задаёте этот вопрос сейчас, в 2010 году, сколько им сейчас лет – 33 и старше, до 45. Это что, дети?!
В одном из своих последних интервью ты говорил, что «по аналогии с историей нашей Родины скоро в трансе должен наступить этап расцвета». А какие вообще этапы в истории российской транс-культуры ты можешь выделить, и когда, по твоим прогнозам, должен наступить тот самый расцвет?
Хороший вопрос. Если рассматривать историю развития транс-общества в России, это шло примерно так:
Этап 1. 1994-1996 гг. Зарождение. Первое поколение. «Аэроданс».
Этап 2. 1996-2000 гг. Расцвет. Второе поколение. «Лесс», «Дети Подземелья», «Протон».
Этап 3. 2000-2005 гг. Золотой век. Третье поколение. Рейв, опен-эйры, транс в массы.
Этап 4. 2005-2010 гг. Застой. Четвёртое поколение. Многочисленные однообразные вечеринки с кучей гостей, клубы.
И вот следующий этап должен по идее начаться или в этом, или в 2011 году. Это не связано с «Хроносом», а скорее со старой знакомой ситуацией, когда верхи не могут, а низы не хотят.

У многих людей имеется предвзятое отношение к музыке, своеобразные штампы, чёткое разделение на десятки стилей, подстилей, направлений, их комбинаций и т.п. Оправдана ли эта градация, или она лишь ограничивает знакомство с новой музыкой и её дальнейшее восприятие?
Эта градация была искусственно насажена рекорд-лейблами. Представьте, если все компании начнут выпускать гоа транс. Это тоже самое, если все сигаретные фабрики в мире станут производить продукт под одним названием. Именно поэтому, по подобию коммерческих хаус-техно лейблов, началось дробление на стили, потом на подстили, и, как я говорил выше (а вернее Омар Хайям), каждая муха найдёт свою паутину. В результате мир приобрёл десятки названий, порой даже идиотских, а суть осталась одна, как и во всём и везде – есть хороший транс и есть плохой транс. Всё.
Словосочетание «коммерческая музыка» понимается в большинстве случаев исключительно в плохом ключе. Насколько, по-твоему, вообще верно такое разделение на коммерцию и некоммерцию?
Я абсолютно разделяю негативное мнение о коммерческой музыке. Вот к коммерческим мероприятиям у меня очень позитивное отношение, если организаторы не просто барыги от музыки, а за счёт солидных финансовых вложений позволяют поднять свою вечеринку или концерт на более и более высокий уровень и порадовать людей.
В 2001 году в одном из интервью ты сказал, что «российская диджейская культура основана на пиве, на бухле». Сегодня твоя позиция изменилась, или ты по-прежнему считаешь, что диджейской, клубной, музыкальной культуры у нас до сих пор не существует?
Hе могу ответить на этот вопрос. Я не живу в России, и не знаю, «зашились» ли бывшие диджеи-алкоголики, и окультурила ли жизнь в России за 9 лет всех этих 8000 диджеев (именно в районе этого числа сейчас насчитывается в стране людей, считающих кручение дисков и пластинок своей профессией).
В 90-е годы существовало коммьюнити Aerodance Family, которое объединяло идейных людей. Сегодня рынок раздроблен, идёт жёсткая борьба за место под солнцем, каждый пытается подставить друг друга, чтобы урвать лакомый кусок пирога. Как думаешь, сегодня возможно образование объединений, подобных Aerodance Family?
Да... ничего себе, всё так жёстко? А когда начиналось, всё казалось таким милым, братским и равноправным. Тут дело не в Aerodance Family, которое, кстати, прекрасно существует и поныне. Мы просто не афишируем это везде, но семья – это семья. Дело именно в отношении между людьми. Я уже говорил выше, что 15 лет назад мы, все те, кто занимался трансом, а не только Aerodance Family, просто любили то, что делаем, и продвигали новую культуру, имея определённую идеологию. А её-то что делить? Вот когда в кармашках захрустели денежки, тут уже другая картина наступила. Рынок и бизнес – правила игры везде одинаковы. Тянуть одеяло на себя и топить конкурентов. Не могу сказать, что мне по душе такая ситуация.
Spun Records тоже был сродни семьи, его участники знали друг друга на протяжении 10 лет, и многое их объединяло. Почему лейбл прекратил существование в 2007 году?
Я бы сказал десятки лет... Дело в том, что я 3 года был резидентом Spun Records, который в середине последнего десятилетия являлся одним из трёх ведущих лейблов в мире транса. В один момент музыкальное направление и задачи лейбла стали меняться, и не в лучшую сторону, как показало время. Поскольку лейбл-диджей должен играть промо своих издателей (а мне новое веяние было не по душе), я ушёл из Spun Records ещё в 2007 году, и не в курсе, что сейчас там происходит. Насколько я знаю, лейбл почил в бозе и восстановлению не подлежит.

Недавно в своих интервью Володя Фонарёв и Джон Флеминг (John 00 Fleming) сказали о том, что сегодня редкие артисты вкладывают в музыку свою душу. Ты согласен с ними, и насколько это востребовано в современном обществе?
Я согласен, говоря о музыке в целом. Дело в том, что сейчас большинство студий, будь то техно, транс, рок, поп и даже классика, работают на компьютеризированной основе, что делает процесс музыкального производства гораздо быстрее и легче. Поэтому композиции уже не рождаются бессонными ночами, а быстренько сводятся за пару-тройку дней. Хорошо, что не все. Я до сих пор наслаждаюсь многими коллективами и считаю их музыку современной, душевной и интересной. Примеров, слава богу, немало, поэтому приводить не буду.
Лет 10-20 назад для диджея важно было не столько уметь сводить, сколько иметь богатую коллекцию музыки. Но с массовым приходом Интернета музыка стала доступной, и уникальностью коллекции теперь трудно похвастаться. Как сегодня можно диджею выделиться среди остальных?
Выделиться и взойти на музыкальный Олимп трансовым диджеям в последнее время намного труднее, чем музыкантам. Это, безусловно, связано с коммерциализацией данного вида музыки и развитием Интернета. Большее количество упоминаний в Сети групп, их альбомов и концертов, естественно, дают промоутерам возможность создавать повышенный интерес к событиям с участием этих коллективов. Тогда как диджейские трансовые имена (в отличие от техно и хаус мира) в Интернете проявляются намного реже. Мало кто на планете, в отличие от 90-х годов, является действительно Superstar DJ. Их можно пересчитать по пальцам рук, и то это, как правило, владельцы рекорд-лейблов и промогрупп. Но для транс-диджея эксклюзивность музыкального материала по-прежнему является основной составляющей частью успеха. Помимо этого огромное значение имеют вкус, подборка и техника микса. И личная харизма, безусловно.
Ещё в 1997 году в интервью журналу «Алла» ты предсказал, что «глобальная компьютеризация произойдет и с музыкой». Сейчас, когда это уже фактически произошло, как в связи с этим изменилось отношение людей к музыке?
Сейчас большинство студий в мире имеют компьютерное обеспечение, иногда стопроцентное. Вся музыка сводится только на компьютеризированных микшерах при использовании секвенсоров и обеспечительных музыкальных программ. Сомневаюсь, что это как-то повлияло на отношение людей к музыке как к таковой. Сейчас на дворе всё-таки XXI век и время новейших технологий, так что музыкальное производство шагает в ногу со временем. И это замечательно! Но стало меньше настоящего живого, концертного звука. Именно этот пробел мы хотим, кстати, заполнить «Хроносом». Как я понимаю, мой прогноз оправдался... Хотите ещё один, более долгосрочный? Я уверен, что компьютеризация музыки будет прогрессировать, и лет уже через 30 на смену устаревшей классике а-ля Моцарт, Шуберт и пр. придёт новая – Beatles, Pink Floyd, Deep Purple. То есть именно на исполнение оркестрами мира композиций этих артистов вы будете водить своих внуков, объясняя им эксклюзивность этого концерта во всеобщем засилье студийной электроники.
Многие жалуются, что на протяжении многих лет творчество музыкантов не меняется. Подобное часто можно услышать в отношении тех же GMS, с которыми у тебя давняя дружба. Что ты можешь сказать на этот счёт? Нужно ли музыканту постоянно меняться, придумывать что-то новое, или стабильность – залог успеха?
Это смотря что делали эти ребята многие годы назад. Если они прогрессировали, то, безусловно, это хорошо. Если, как, кстати, те же GMS, неожиданно выбрали неправильный путь или же просто потеряли идею, то результат – забвение. А вообще стабильный успех – это и есть его залог. Простите мне мой каламбур.
Полезны ли для ивент-бизнеса законы, запрещающие громкую музыку после определённого времени, ограничивающие продажу алкогольных напитков и т.п.?
Ну, ответ, думаю, очевиден.
Согласен ли ты с утверждением, что времена 90-х под лозунгами «People can fly» и «Open your mind» прошли, а в XXI веке транс - это больше модное направление музыки, чем какая-либо претензия на психоделику?
К сожалению, в большинстве регионов с развитой транс-структурой (Израиль, Япония, Бразилия, Россия, Германия) это соответствует действительности. Ощутив эту тенденцию, 10 лет назад я остался жить в Гоа - там, где всё родилось и продолжало дышать свободой и натуральной психоделикой без претензий.
В последние годы в Гоа съезжается много туристов, которых турфирмы завлекают туда рекламой, штат превратился в обыкновенный курорт, потеряв всю свою привлекательность как место, где люди соединяются с музыкой и природой. Ты это ощущаешь?
Да. Волна коммерции и цивилизации проникла и в этот райский уголок, смыв по дороге вечеринки под луной, фриков и маленькие индийские лачуги, нагромоздив вместо них виллы и отели. За последние 3-4 года Гоа стал просто большим клубом под открытым небом. Но мне этот клуб по-прежнему нравится, и я считаю его своим домом.
В своих интервью ты часто говорил о своей любви к Москве и возможном возвращении в город, с которым у тебя связаны долгие годы жизни. На данный момент ты видишь перспективу своего возвращения сюда, и если да, то уже думал, чем будешь здесь заниматься?
Я действительно очень люблю Москву, но, если честно, бывая здесь раз в году, не могу почувствовать себя в своей тарелке – не узнаю ни город, ни энергетики. Хотя коренной москвич, я вырос на улицах и знал город, как свои пять пальцев, каждый уголок... Поэтому и хочется, и колется. Надо влюбиться в кого-нибудь, наверноe, чтобы стимул был. Я как раз сейчас одинокий мужчина в самом расцвете сил, поэтому всё впереди. Cherchez la femme, так сказать. Но если соберусь, сообщу вам первым.
Текст: Родион Нагорный
Комментарии
futurevirus
(комментарий удален пользователем)
madsubstance
на Казантипе он, конечно, был великолепен! Под утро танцевал так, как не танцевал всю ночь!
fonarev
Сожалею, что не смогу выступить на фестивале. Дата давно было забукирована другим событием. Желаю Тимуру и его команде — удачи и хорошей погоды.
Rodya
Так уже он прошёл, 3 июля был. Погода была отличная
djludens
Фестиваль удался на славу! Место было замечательное, с хорошей энергетикой. Этот оупен запомнится мне надолго!